Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

Версия для людей с ограниченными возможностями

Размер шрифта: A A A

Цвет сайта: T T

Шрифт: A A

Кернинг: 0 1 2

Обычная версия:

ДУДИНСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ

Дудинский морской порт — самый северный международный морской порт в России и крупнейший в Сибири. Находится в ведении Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» и эксплуатируется одновременно как морской и речной порт.

Порт расположен на правом берегу реки Енисей в месте его слияния с рекой Дудинкой. Порт круглогодично связан морским сообщением с Архангельском и Мурманском, в период летней навигации — речным сообщением с Красноярском и Диксоном. Порт соединен с городами Норильск и Талнах железной и автомобильной дорогами. В режиме круглогодичной навигации в порту перерабатывается около 2 млн т грузов. Площадь территории морского порта составляет 24,92 га, площадь акватории морского порта — 30,22 кв. км. В порту обустроено девять причалов.

Порт Дудинки является уникальным по гидрологическим факторам — это единственный в мире порт, обустроенный затопляемыми во время весеннего половодья причалами. Ежегодно перед приходом паводков демонтируются все инженерно-технические сооружения, эвакуируются краны, а после ухода воды все спускается на штатные места на причалах.

Появление порта напрямую связано с решением о строительстве Норильского горно-металлургического комбината: 23 июня 1935 г. сюда прибыли первые строители комбината на пароходе «Спартак», а 28 июня был издан приказ о возведении первых причалов в Дудинке.

Официальной датой открытия Дудинского порта считается 8 декабря 1944 г. 1 января 1945 г. порт был передан в управление «Норильскснаба». С этого времени он является подразделением Норильского горно-металлургического комбината. В 1952 г. завершилось строительство основной железной дороги, связавшей порт Дудинки с Норильском.

В 1964 г. началось строительство современных причалов. В августе 1965 г. на морских причалах были установлены портальные краны. В 1967 г. в распоряжении Дудинского порта появился первый стотонный плавучий кран, который был способен работать со сверхтяжелыми грузами. К этому времени грузооборот порта достиг 1 220 тыс. т в год.

Результаты экспериментальных рейсов 1970-х годов вылились в широкую судостроительную программу. В Дудинском порту появились суда усиленного ледового класса типа "Норильск", «Тикси», «Кандалакша», атомные, мелкосидящие суда, типа "Таймыр" и "Вайгач" (1989 г).

13 ноября 1973 г. была впервые открыта зимняя навигация в порту Дудинки. Примерно в это же время была окончена насыпка ледозащитной дамбы порта. С 1 мая 1978 г. арктическая линия Мурманск — Дудинка стала работать круглый год благодаря появлению ледоколов с малой осадкой «Капитан Сорокин» и «Капитан Николаев», способных заходить в Енисей.

В 1982 году Дудинский порт получил статус морского порта. В навигацию 1984 года грузоперевозки в порту превысили 6 млн. тонн.

В 2001 г. в Дудинском морском порту были введены в эксплуатацию два новых грузоподъемных крана и три новых автопогрузчика, в 2004 г. — еще 10 современных кранов. 

В декабре 2005 г. состоялась торжественная церемония спуска на воду первого контейнеровоза и присвоения ему имени «Норильский никель». Контейнеровоз принадлежит к категории судов самого высокого ледового класса. Такое судно предназначено для плавания без ледокольного сопровождения и в состоянии обеспечить гарантированные перевозки грузов по Северному морскому пути. В январе 2009 г. флот порта пополнился еще одним подобным контейнеровозом — дизель-электроходом «Талнах». Осенью 2009 г. в Дудинский морской порт был доставлен первый в России ледокольный буксир нового поколения — буксир «Портовый-1» предназначен для кантовочных работ в портах и транспортных буксировок в пределах рейда порта. Судно заменило буксир, работавший здесь с 1969 г.

В ноябре 2011 г. в порт прибыл арктический танкер «Енисей», который способен преодолевать льды толщиной до 1,5 м без сопровождения ледоколов. С начала 2012 г. в порту Дудинки работает уникальный мобильный оборонный комплекс, обеспечивающий полный контроль территории суши и моря в радиусе 50 км. В систему наблюдения входит гидроакустическая и сейсмическая станции обнаружения противника, позволяющие узнавать о приближении судов уже на подходах к порту. Защиту периметра порта обеспечивают два катера-амфибии «Марс- 2000» и катер «Стриж-4».

9 августа 2012 г. в Дудинском морском порту открылся постоянный пункт грузопассажирского пропуска через государственную границу России. Таким образом, Дудинский порт стал самым северным международным морским портом.